Главная Виды живописи Акварельная живопись
Акварельная живопись

Для ценителей изящной и тонкой красоты есть своя, совершенно особая, живописная техника. Это акварель. Техника, основанная на специальных красках, которые легко растворяются в воде, образуя прозрачную взвесь красящего пигмента. Тонкий слой пигмента дает эффект лёгкости, воздушности и нежных цветовых переходов.

За основу для акварели, как правило, используется бумага. Часто её смачивают водой, чтобы добиться размытого мазка. Влажная бумага дает художнику множество новых возможностей. Художник может использовать естественные водные разводы, потеки, добавлять акцентированные капли на рисунок, создавать тончайшие переходы и множество оттенков цвета. При умелом использовании воды, краска каждый раз играет по-разному. В этом и заключается акварельная техника, в её современном понимании.

История акварели уходит еще в Древний Египет и Античность, там использовали непрозрачную акварель с добавлением белил. В Средневековье акварель с белилами использовали для росписи церковных книг, позже - для ручной иллюстрации. Здесь проявляется черта акварели - её тонкость и "послушность" художнику, в этой технике создавали удивительно детализированные миниатюры. Чистая акварель без белил распространилась в начале XV века. В это время акварель имела прикладной характер, она служила для раскрашивания гравюр, эскизов и чертежей. Из ведущих художников Ренессанса к акварели обратился Альбрехт Дюрер, и сегодня его "Заяц" стал образцом акварельной техники. Во второй половине XVIII века в акварельной технике стали создавать пейзажи. Быстрая и легкая в работе, акварель особо хороша для зарисовки непосредственного наблюдения. Прозрачная и воздушная, она удивительно точно передает атмосферные явления, воду и небо.

Иначе использовали акварель художники Италии, в конце XIX века здесь возникла манера многослойной акварели по сухой бумаге. Так создавали звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона. В такой манере творили и российские художники - К.П. Брюллов, А.А. Иванов и другие. Первый русский художник, обратившийся к акварели - Петр Федорович Соколов в начале XIX века создает акварельные портреты, сцены охоты.

Сегодня акварельная техника пользуется большой популярностью среди художников и ценителей живописи. За многовековую историю акварели, были разработаны многие художественные приемы.

Классической акварельной техникой признана лессировка. Именно в этой технике творили художники, начиная с XV века. Лессировка подразумевает многослойную акварель. Слои краски просвечивают друг сквозь друга, это создает богатые и насыщенные цвета. Так изображают глубокие тени, полные цветовых нюансов. Интенсивные цвета передают красоту драгоценных камней и металлов, глянцевые фрукты, яркие цветы. Эта техника незаменима для передачи затемненных интерьеров и удаленных панорам.

Совсем другая техника - "A la Prima" или влажная акварель - любимая техника современных художников. Эта методика требует большого мастерства. Простота рисования акварелью - кажущаяся, художник должен мастерски владеть кистью, цветом и тоном, знать секреты смешивания красок и нанесения их на влажную бумагу. Влажная акварель предполагает однослойный рисунок, поэтому оттенок нужно тщательно подбирать на палитре.

О важности бумаги для акварельной работы говорят все художники. Ведь чистая акварель не допускает использования белил. Их роль выполняет цвет основы. Поэтому бумага должна быть безупречного качества. А рисование должно быть крайне аккуратным, чтобы не закрасить места для бликов, не положить слишком темный тон. Исправить ошибку крайне сложно.

Краску, сильно разбавленную водой, используют в технике заливки. Эта техника дает равномерное распределение цвета, чистого и прозрачного. С другой стороны, при умелом обращении с жидкой краской, художник может создавать экспрессивные и фактурные картины с акцентированными водными потеками и размывками. Такие работы очень динамичны. Они хороши для передачи взволнованного неба или воды.

Русский художник XX века Игорь Майоров любил живописные эксперименты. Поэтому он свободно использовал в работе с акварелью самые необычные инструменты. Мастихин - стальную лопаточку для работы масляными красками - он использовал для прорисовки бликов и тонких светлых линий. Этот прием стал очень популярен у художников. Мастихином подчеркивают очертания гор, домов и деревьев, прорабатывают тонкие детали. За счет того, что мастихин создает не белую, а именно светлую линию, на несколько тонов светлее фона, им прорабатывают ночные пейзажи, изображения ночного города, так создается ощущение легкой дымки и туманности.

Вообще, для акварели типично применение нестандартных инструментов. Краску наносят пористыми губками, распылителями. Делают отпечатки со стекла. При помощи соли, её водопоглащающих свойств, на акварельных картинах создают причудливые эффекты ряби, передают снег и дождь. Все эти приемы создают необычные линии и пятна, уникальные фактурные работы. И что примечательно, различные методики можно совмещать. Умелые художники способны творить чудеса и акварель вдохновляет их на самые смелые эксперименты.