Графика

Графика - это особый вид изобразительного искусства. Язык графики основан на выразительных свойствах линии, штрихов, точек и пятен. Может применяться и цвет, но он исполняет вспомогательную роль, используется ограниченное количество цветов и сам цвет важен как пятно, контраст. Контраст, вообще, имеет большое значение, графические линии и штрихи контрастируют с поверхностью бумаги, как правило, белой. Это подчеркивает форму изображения, акцентирует линию и штрих.

Графика очень разнообразна в своих формах. Самый популярный и древний вид графического искусства - рисунок. Это изображение, созданное от руки, самый доступный вид изобразительного искусства, знакомый всем. Наряду с завершёнными композициями, в графике ценятся и наброски с натуры, эскизы, зарисовки. Эскизами являются знаменитые рисунки Микеланджело. В Средневековье были распространены гравюры – оттиски с печатных форм. В конце XV - начале XVI в Европе творил художник Альбрехт Дюрер – признанный мастер гравюры на дереве и металле. Самые известные его графические работы - серия гравюр на дереве «Апокалипсис» и шедевр на металле – «Адам и Ева». С развитием печатного дела графика стала развиваться активнее, появились иллюстрации и карикатуры, в XX веке стал актуален плакат, где к графическим линиям и штрихам добавились яркие пятна.

Важное свойство графики – тщательность прорисовки, создание объёма и пространства, обстоятельное изображение элементов фактуры и формы предмета. Даже если в работе создается ощущение легкости и небрежности – это иллюзия, ведь графика – тщательнейшее искусство, где все линии и точки должны быть на своих местах. Техника и материалы графики весьма разнообразны. Может использоваться различная основа, но, как правило, основой является бумажный лист. О роли бумаги точно высказался советский мастер графики В.А. Фаворский – «воздух белого листа». Значительную роль играют цвет и фактура бумаги. Фон может контрастировать с рисунком (белая бумага и черная тушь) или оттенять его (например, при рисовании сангиной на коричневой бумаге).

Техники и материалы графического рисунка разнообразны. Изображения могут создаваться жидкими художественными материалами – тушью и чернилами. Для работы в этой технике используют специальные металлические перья. Рисунок тушью или чернилами требует от художника большой аккуратности, такой рисунок сложно исправить, но легко испортить – жидкие красители «непослушны», могут растекаться. Графика тушью – это четкие линии и пятна. Тушь не позволяет создавать сложных полутонов, но дает яркие контрасты. Только черное и белое, линия и бумага.

Совершенно не похожий на тушь материал – уголь. Он мягкий и податливый, отличается красивой матовой фактурой. Натуральный уголь позволяет создавать плавные тональные переходы. Уголь открывает «оттенки черного». Прессованный уголь дает четкие и яркие линии, он акцентирует детали, подчеркивает форму изображения. Похожа на уголь сангина. Этот материал создается из оксида железа, имеет специфические цвета – от коричневого до приглушенного красного. Сангина хорошо передает оттенки человеческой кожи, поэтому её используют в создании портретов, рисунков с обнаженных натур. Такая графика имеет очень красивую, приятную цветовую гамму. Сангину можно смачивать, разбавляя плотность и толщину штриха, можно растирать по бумаге. Так создаются рисунки со множеством оттенков одного цвета, эта техника носит название «гризайль».

Современные художники используют в графических работах и новые материалы. Такие как гелиевые ручки. Они дают четкие тонкие линии, ровные границы изображения. Гелиевые ручки «послушны» художнику, точно передают движение кисти, авторский замысел. Рисунок ручками может быть выполнен в одном цвете или сочетанием нескольких цветов – в этом случае каждый цвет предстает в своем чистом виде, с четкими границами. Цветовая палитра ограниченна, рисунок приобретает черты плаката. Рисунок цветными гелиевыми ручками принято также считать графикой, поскольку цвет здесь подчеркивает линии и формы.

Конечно, самый известный, классический материал для графических работ – простой карандаш. Гениальный, как всё простое. В зависимости от твердости/ мягкости грифеля и силы нажатия, карандаш создает различные штрихи, разной интенсивности и толщины, дает разнообразные оттенки серого – от едва уловимого до близкого к черному. Тонкость штриха и плавные тональные переходы способны передать объем предмета, мельчайшие элементы его формы, богатство света и тени. Карандаш может заставить бумагу «светиться», как в работах современного художника Гурама Доленджашвили. Поэтому карандаш так популярен в жанре портрета – ни один другой графический материал не способен передать нюансы внешности столь точно и жизнеподобно.