Главная Виды живописи
Масляная живопись

Масляную живопись по праву называют высшей формой изобразительного искусства. Профессиональные художники считают, что для выражения чувств или отображения окружающего мира нет более благородного и совершенного средства, чем масляные краски. Это универсальная живописная техника, она дает безграничные возможности в передаче объема, цвета, фактуры и световых эффектов. А потому большинство живописных шедевров выполнено именно в этой технике.

Возникновение масляной живописи долгое время приписывали началу XV века, в это время в Европе творил нидерландский живописец Ян ван Эйк, которого считали изобретателем масляных красок. Совсем недавно эта теория была опровергнута – в 2001 году были разрушены две величайшие статуи Будды. Под развалинами обнаружили пещеры, своды которых были украшены изображениями Будды, выполненными масляными красками. Рисунки эти относят к V- IX векам до н.э.

Масляная краска изготавливается из различных материалов, а потому и свойства у неё бывают разные. Краска с прозрачными пигментами создает видимость глубины и блеска, ощущение внутреннего света, прозрачности. Поэтому и вода, и небо, и глянцевые фрукты, и невесомые цветы, выполненные такой краской, получаются глубокими и сложными по цвету. Большинство произведений классической масляной живописи выполнены именно «прозрачной» краской, её глубина и сияние – главный секрет старых мастеров.

А импрессионисты пользовались покрывными красками, это непрозрачные яркие краски, которые предпочтительно не смешивать. На картинах импрессионистов – буйство чистых цветов.

Существуют и разные техники нанесения масляной краски. В XVI – XIX веках была наиболее популярна лессировочная техника – краску наносили тонкими слоями, чтобы один слой просвечивал через другой. Так передавали мягкий свет того времени – свет свечи, приглушенный свет из окна. Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи выполнена именно лессировкой – отсюда и нежнейшая светотень на лице Моны Лизы. Лессировочная техника – сложная и кропотливая, но она дает картине «ощущение воздуха», глубину, достоверность света и тени. Предметы как бы выплывают из среды, воздух на картине пронизан приглушенным светом. Лессировка позволяет создать тысячи мерцающих оттенков. Масляная живопись XVI – XIX веков, выполненная в этой технике, по праву считается классической.

У современных живописцев наибольшей популярностью пользуется техника пастозных мазков – густых и плотных, которые ложатся на холст рельефно, создают полотно с необычной фактурой. На картинах, выполненных пастозно, видны движения кисти художника, его экспрессия и творческая энергия. Такие картины выглядят динамично, предметы на них обретают материальность. Тени от мазков придают цвету и фактуре новые нюансы.

Пастозные мазки наносятся широкими кистями, прямо из тюбика или мастихином – это своеобразный «мастерок» художника. При использовании мастихина мазок краски получается густым и объемным, он имеет свою особую форму, поэтому картины мастихином пишутся в одно движение, при повторном касании мазок обязательно потеряет форму, а значит, утратит и порыв, движение художника. Эта техника крайне сложна, она несет в себе творческую экспрессию и безупречное мастерство. Мастихины бывают разных форм, и передают различные фактуры, объемности, рельефности.

Классиком работы с мастихином признан русский художник начала XX века Иван Колесников. Он писал удивительные пейзажи – мощные и эмоциональные, в каждом его мазке чувствуется пульсация жизни.

Масляная живопись способна отразить красоту окружающего мира, в её бесконечном количестве вариантов. Поэтому маслом пишут живописные работы самых разных жанров. В этой технике пишут батальные исторические полотна и нежные цветочные натюрморты. В каждом из жанров масло проявляет себя по-разному.

Популярный жанр натюрморт создан в 1596 году итальянским художником Микеланджело Мериси. Он собрал в плетеную корзину ветку винограда, яблоко, несколько груш и персиков – это был первый натюрморт в истории живописи. Натюрморты передают красоту и очарование «вещного мира», они показывают загадочную внутреннюю жизнь привычных предметов. Классические натюрморты пишут в технике лессировки – эта техника раскрывает тонкую красоту вещей.

Пейзажи пишут в различных техниках. В прошлом столетии доминирующим эстетическим принципом пейзажной живописи была техника импрессионистов, с их экспрессией, передачей сиюминутного настроения природы. Для них было важно именно настроение, а не детальное изображение мелочей.

В портрете главной задачей художника становится правдивое изображение модели. Масляная живопись дает свободу художнику, она открывает бесконечное количество оттенков для передачи индивидуальной, неповторимой внешности. Разные масляные техники позволяют передать характер модели, её умиротворение или страсть, легкую юность или благородную старость.

Живопись масляными красками богата своей вариантностью, а потому она привлекает всех ценителей изобразительного искусства, способна удовлетворить самый взыскательный вкус. При этом красота масляной живописи понятна всем – и знатокам, и людям, далеким от искусства. И в этом главное преимущество масляной живописи – она действительно красива.