Главная Виды живописи Смешанная техника
Смешанная техника

Искусство не знает жестких границ и не терпит косности. Искусство непрерывно развивается, расширяет свои возможности. Техника письма совершенствуются, появляются новые приемы и живописные материалы. Существует более 20 различных живописных техник и совсем неисчислимое количество материалов. Самые известные из них – масло, гуашь, акварель, тушь, пастель, акрил и многие другие. Каждый из них предполагает разные способы нанесения, разную основу. Это дает живописцу безграничный арсенал художественных средств. Но самое удивительное в работе художника – возможность экспериментировать, совмещать различные техники. Смешанная или комбинированная живописная техника – это неисчислимые варианты сочетаний разных материалов и приемов. Еще Леонардо да Винчи отметил: всё, что способно оставить за собой след или отпечаток, может стать живописью, она создается природой, окружающим миром, временем и человеком. Именно на это принцип опираются художники, работающие в смешанной технике.

Живописная работа может быть выполнена на любой основе: на бумаге или камне, на шёлке или штукатурке, на холсте или металле – и в каждом варианте могут быть тысячи новых вариантов. Свободу художника-живописца ограничивают только способности и предпочтения.

Ну и конечно, художника ограничивает чувство красоты и гармонии. Поэтому обычно в комбинированной технике сочетают сходные по фактуре и свойствам материалы и определенное количество методик нанесения изображения. Но всегда смешанная техника – это эксперимент, смелый художественный ход. В отличие от академической школы рисунка, которая существует в строгих рамках, она четко разделяет жанры и технологии в изобразительном искусстве.

Как наиболее свободная из всех видов живописи, смешанная техника не имеет четких правил и установок, какие материалы использовать, как их применять и в какой последовательности. На практике каждый художник – Великий Комбинатор и он разрабатывает свою собственную методику. Таким образом, каждая картина в смешанной технике – это результат поиска этой техники. И подписываются такие работы особо: указывается смешанная техника и отдельно материалы, приемы, основа. Смешанная техника – не новый жанр в искусстве, художники всегда экспериментировали с разными живописными приемами. Большой популярностью комбинирование пользовалось у флорентийских художников Возрождения: Филиппино Липпи, Мариотто Альбертинелли, Пьеро де Козимо и другие. Мариотто использовал смешанную технику при работе над картиной «Поклонение младенцу Христу». Художник сочетает темперу и тончайшую лессировку масляной краской. Темпера дает насыщенные светлые пятна, теплые цвета, маслом картина прорабатывается поверху.

В России смешанная техника широко применялась авангардистами в начале прошлого столетия. Художники этого направления ощущали себя эстетическими маргиналами. Они стремились выйти за грани жанров и видов искусства. Авангардисты сочетали изобразительное искусство, поэзию и музыку, сочетали живопись и графику. Смешанная техника живописи привлекала художников неограниченным диапазоном выразительных средств. К тому же это был способ противопоставить себя официальной, академической школе живописи.

Среди представителей русской живописи, творивших в смешанной технике можно назвать Сергея Судейкина. Отдельные участки его картин написаны в разной фактуре – блестящим маслом, матовой темперой, воздушной пастелью и плотной гуашью – это дает ощущение глубины пространства. Другой представитель авангарда – Александр Головина. Он работал над театральными декорациями, и это оставило значительный след на его технике. Головин использовал яркие матовые клеевые краски, которые особенно выгодно проявляют себя в огнях софитов. Он часто прибегал к декоративной манере письма, использовал графические материалы: уголь, пастель, гуашь. Он сочетал заливку клеевой краской и пастель. Художник втирает пастель в краску, пока она не высохла. При этом плотные цветовые пятна в его картинах сочетаются с незаписанным грунтом – так художник работал с основой.

Смешанная техника подразумевает и применение нетрадиционных методов нанесения краски. Так творит современный художник-символист Олег Высоцкий. Это художник, наследник эстетических принципов Рериха. Высоцкий работает в оригинальной живописной технике: он распыляет краску аэрографом, нанося множество слоев. Микроскопические капли краски распыляются под разными углами, благодаря чему картина меняется под разными ракурсами и освещением. Это создает необычный эффект – мир на картине очень динамичен, он находится на грани реальности, сна и мечты. Он также использует разные материалы: масло, акварель, гуашь, темпера и акрил. Художник пишет тончайшими слоями и передает сложные цветовые нюансы. Его картины будто дышат, пульсируют, живут.

Художники прибегают к смешанной технике по разным причинам: для увеличения скорости работы или для создания необычных эффектов. В любом случае, художники всегда будут смешивать – краски, жанры, виды искусства. Ведь это и есть творчество.